Даргомы́жский Александр Сергеевич (1813-1869), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник» и др.). Разработал метод так называемого интонационного реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива в опере «Каменный гость» на неизменённый текст маленькой трагедии А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1847), опера-балет «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра (в том числе «Баба-Яга», 1862; «Чухонская фантазия», 1867), для фортепиано, романсы и др.
* * *
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич - ДАРГОМЫ́ЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813-1869), русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Главное произведение - опера «Русалка» (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовала рождение нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы. Творчество Даргомыжского отразило критические социальные тенденции (песни «Старый капрал», «Титулярный советник»). Разработал метод интонационального реализма (воспроизведение интонаций речи посредством мелодизированного речитатива (см. РЕЧИТАТИВ)в опере «Каменный гость», на неизмененный текст «маленькой трагедии» А. С. Пушкина; завершена Ц. А. Кюи и Н. А. Римским-Корсаковым, 1872). Оказал значительное влияние на музыку композиторов «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) , П. И. Чайковского. Опера «Эсмеральда» (1841), опера-баллада «Торжество Вакха» (1848), сочинения для оркестра («Баба-яга», 1862; «Чухонская фантазия», 1867), для фортепиано, романсы.